Выбор темы проекта

Внимание: Обучающийся вместе с руководителем регистрирует будущую работу в разделе "Регистрация"

Выбор темы проекта - очень важный этап, от степени удачности его прохождения в значительной мере зависит возможность успеха работы в целом. Если тема проекта неудачно, то длительная работа учащегося обречена на неуспех. Это связано с тем, что существуют проекты, по которым в обозримом будущем можно создать оригинальный и интересный продукт, а есть и такие, где в ближайшее время это сделать трудно. В выборе темы вам поможет руководитель проектной деятельности - учитель-предметник.

Скорее всего, у вас возник вопрос: чем же проект отличается от исследования?

В первую очередь, различаются их цели. Цель исследования - получение новых знаний, цель проекта - создание нового продукта. Однако и здесь есть один нюанс: новое знание тоже можно представить в качестве продукта.Таким образом, можно сказать, что исследование - это специальный подвид проектной деятельности, направленный на получение новых научных знаний.

Во-вторых, ваш выбор тем становится гораздо шире, ведь проект необязательно может быть связан с научной деятельностью. Вы можете выбрать любое направление проектной деятельности (иногда проект затрагивает сразу несколько направлений), например:

  • Информационные проекты направлены на сбор информации и массовое распространение сведений о каком – то объекте или явлении.

  • Прикладной (практико-ориентированный) проект обычно направлен на создание некого материального изделия (макета, устройства и т.д.)

  • Творческие проекты, как правило, направлены на создание произведений искусства с целью эстетического и нравственного воздействия на зрителя: театральная постановка, постановка танца, сборник собственных стихов и т.п.

  • Авторы ролевых, игровых, приключенческих проектов ставят перед собой целью дать возможность другим людям принять на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием той или иной ситуации, имитируют социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями. Обычно подобные мероприятия проходят в виде социальных экспериментов, флешмобов и т.д.

  • В-третьих, в зависимости от цели и основного направления вашей деятельности могут быть созданы различные проектные продукты, например:

        • WEB-сайт

        • Атлас, карта

        • Видеофильм

        • Выставка

        • Газета, журнал

        • Действующая фирма

        • Законопроект

        • Деловая или образовательная игра

        • Костюм

        • Исследовательская статья

        • Модель

        • Музыкальное произведение

        • Постановка

        • Праздник

        • Прогноз

        • Система школьного самоуправления

        • Справочник

        • Учебное пособие

        • Экскурсия

        • И многое другое.

Кроме отличий, подготовка и реализация любого проекта имеет общие черты с исследованием: необходимо обосновать актуальность, определить цель и задачи, средства и методы их достижения, оценить полученный результат и перспективы развития проекта.

Примеры удачно выбранных продуктов проектной деятельности:

    1. Дневник путешествия по римским провинциям эпохи распада Империи и по СССР конца 1980-х гг. (видеомонтаж с собственным комментарием)

    2. Популярное пособие "Право на каждый день" (брошюра с рекомендациями или видеофильм)

    3. Словарь английского молодежного сленга

    4. Главы из учебника будущего "Биология и экология" 2500 года издания

    5. Манифест Николая II "О даровании народу России Конституции", каким он мог бы быть

    6. Экологические программы мониторинга питьевой воды, состояния радиационного фона и воздушной среды в микрорайоне

    7. Сборник научно-фантастических сочинений учащихся 9-го класса "Как принимали гостей в средневековье"

    8. Выставка софизмов, невозможных математических объектов и интересных чисел

После выбора и обсуждения темы проекта обучающийся вместе с руководителем регистрирует будущую работу в разделе "Регистрация". Обычно обсуждение и выбор темы занимает 2-3 недели. Помните, грамотно сформулированная тема - фундамент успешной работы. У учителя может быть не более 7-8 работ; в случае необходимости руководители ЛИО предложат вам написать работу под руководством другого сотрудника лицея или по другой теме.