Публичное выступление и защита работы

Допуск к защите получают работы, получившие положительный письменный отзыв от руководителя. Письменный отзыв необходимо распечатать и взять с собой на защиту (см. шаблон).

Мало просто хорошо изучить проблему и провести исследование. Необходимо донести его ценность до экспертов, которые будут смотреть работу, слушать доклад и делать заключение о его качестве.

Именно поэтому важным этапом исследовательской деятельности является представление и защита своей работы на конференции в форме публичного выступления.

Представление результатов исследовательской работы - это своеобразное шоу, заранее продуманное и спланированное.

Допуск к защите получают работы, получившие положительный письменный отзыв от руководителя (см. шаблон). Письменный отзыв необходимо распечатать и взять с собой на защиту.

Защита работы проходит обычно в течение 6-10 минут (5-7 минут на выступление, 1-3 минуты – ответы на вопросы).

Чтобы дать возможность выступить всем участникам конференции, необходимо строго соблюдать регламент выступления. Важно хорошо ориентироваться в количестве необходимого времени, для этого нужно несколько раз озвучить доклад заранее, уби­рая из него все лишнее, отрепетировать выступление вместе с учителем.

Великий оратор Цицерон говорил: «Обязанность оратора заключается в следующем: найти, что сказать; найденное расположить по порядку; придать ему словесную форму; утвердить все это в памяти; произнести».

Выступление рекомендуется строить по следующему плану:

1. Обращение-приветствие и представление работы: ответы на вопросы «Почему выбрана данная тема?», «Чем эта тема актуальна, интересна лично вам?», «С какой целью проводились исследования и какие задачи ставились?»

2. Сообщение об использованных методах сбора материала (известные ранее, усовершенствованные вами или оригинальные; встречи со специалистами; работа в различных организациях по сбору статистического и другого материала и т.д.).

3. Краткое изложение основных идей. Докладчик излагает свои мысли, наблюдения, выводы, положения, сделанные на основе первоисточников, включенных в текст исследовательской работы. Приводит доказательства главных положений. Использует фактический и практический материал. Описывает процесс работы, полученные результаты, дает их краткий анализ согласно задачам исследования. Ни в коем случаи не пересказывает основное содержание!

4. Заключение и выводы (вывод по цели исследования, их практическая значимость, выводы, личные открытия, прогнозы).

Например:

"Уважаемые слушатели, члены жюри! Я ученик (ца)___класса, ...(Фамилия Имя). Руководитель моей работы ....(Фамилия И.О., должность) Тема моего исследования... Выбранная тема является актуальной, потому что... Таким образом целью исследования было ... Для достижения которой потребовалось решить следующие задачи... Для этого я ....... изучил источники (краткая характеристика источников информации)/работал в библиотеках/побывал на экскурсии/провёл опрос, поставил опыты и т.д. В результате - пришёл к следующим выводам... Буду продолжать работать над темой, глубже изучу....проблему или буду работать над другой темой (почему?)Благодарю за внимание. Готов (а) ответить на Ваши вопросы.

Кроме содержания выступления нужно помнить о том, как это содержание подается. Выступающий должен говорить (не читать!) свободно, достаточно громко, эмоционально, грамотно, логично, уверенно, обращаясь к залу, членам жюри, наглядному материалу или слайдам.

Если по какой-то причине вы не уложились в установленное для доклада время, после напоминания судьи вам следует в течение 15-30 секунд красиво завершить выступление: "...о моей работе можно сказать еще многое, но я перехожу к основным выводам..."

После комиссия задаёт дополнительные вопросы, чтобы удостовериться, насколько хорошо вы поняли тему и качественно провели исследование. Лучше всего заранее продумать ответы на возможные вопросы (Подумайте, какие вопросы вы задали бы себе на месте члена жюри?). Наиболее часто члены жюри задают следующие вопросы (многих из них можно избежать, если грамотно и четко выстроить первую часть выступления, качественно оформить письменную часть работы и презентацию):

1. Почему вы выбрали именно эту тему? В чем ее актуальность? Какие цель и задачи ставили? Выдержана ли логика исследования? Какие перспективы развития темы?

2. Вопросы связанные с глубиной понимания предметного содержания (см. специальные предметные критерии). Например: Какой смысл вы вкладывали в то или понятие? Как вы аргументируете полученные выводы? Почему вы выбрали именно эти методы исследования?

3. Какими источники информации вы пользовались? Почему они заслуживают доверия?

4. Как вы сами оцениваете свою работу (отдельные этапы исследования)? Что получилось лучше, что хуже? Почему? Как справлялись с возникающими трудностями?

Не бойтесь самостоятельно назвать преимущества и недочеты вашей работы. Способность к честному и объективному самоанализу и анализу собственной деятельности является чертой талантливого исследователя. Скромно похвалите себя, назовите ошибки, которые вы учете в будущем, расскажите, чему научились в процессе работы над исследованием.

На каждый вопрос нужно быстро реагировать, ориентироваться и отвечать. Таким образом проверяют, насколько хорошо ученик подготовился к защите, знает свою тему и может вести научные споры.

Если вы не знаете ответ на поставленный вопрос, главное при этом не молчать, а стараться отвечать так, как понимаете тему. Лучше сказать: «я не понял суть вопроса, перефразируйте, пожалуйста».

Главное - не бояться преподавателей и помнить, что они не хотят «завалить», а просто разговаривают с вами, как с равным, а также пытаются понять, насколько вы может раскрыть тему и проанализировать свою работу самостоятельно.

Третьим составляющим успеха является качество презентации и наглядных материалов.

Советы по созданию презентаций

1. Сведите к минимуму количество слайдов. Это поможет четко сформулировать свои мысли и завоевать внимание аудитории.

2. Выберите шрифт, который будет хорошо виден всем зрителям с любого возможного расстояния. Правильный выбор шрифта, такого как Helvetica или Arial, способствует более быстрому пониманию смысла сообщения. Избегайте узких шрифтов, таких как Arial Narrow, а также шрифтов с засечками, таких как Times. Рекомендуемый размер основного шрифта: 24. Заголовки могут быть чуть крупнее.

3. Поддерживайте четкую структуру текста, используя точки-маркеры или короткие предложения. Используйте маркированные списки или короткие предложения и постарайтесь разместить каждый пункт в одной строке, не перенося текст. Необходимо, чтобы аудитория слушала доклад, а не вчитывалась в текст на экране. Некоторые проекторы обрезают края слайдов, поэтому длинные предложения могут быть обрезаны. Чтобы сократить объем текста в строке, можно удалить слова, не несущие смысла.

4. Используйте картинки, чтобы более образно преподнести свою мысль. Используйте графические изображения, улучшающие восприятие. Однако не следует перегружать слайд графикой. Делайте ясные надписи на диаграммах и графиках. Используйте столько текста, сколько требуется, но не больше.

5. Выбирайте неяркий и равномерный фон слайдов. Используйте контрастирующие цвета фона и текста.

7. Проверяйте правописание.

8. Придите пораньше и проверьте работу оборудования.

9. Не читайте текст презентации. Отрепетируйте показ презентации, чтобы излагать мысль, опираясь на точки-маркеры. Текст должен быть ключом к словам докладчика, а не совпадать с тем, что сообщается аудитории.

10. Следите за временем. Обращайте внимание на поведение аудитории.

Примеры удачных презентаций (пусть и не лишенных отдельных недочетов):

Исмайлов_Р_8Г_обществознание.pptx
Филиппов_А_8А_обществознание.pptx
Ларионова Г.pptx
Наводнения на Дальнем Востоке. Иванов Денис.pptx
Кириллов Названия химических элементов.pptx
Чижов Перекись водорода.pptx

Примеры удачных выступлений :)